Таймень 2020 на притоках Енисея, часть 2

Успешно завершив в конце июля разведывательный маршрут по одному из притоков Енисея, уже в начале августа мы встретили в аэропорту Туруханска группу наших клиентов и вылетели с ними на первый в сезоне 2020 года коммерческий сплав.

Река, на которую мы отправились, была мне хорошо известна - впервые я оказался здесь ещё в далеком 2007 году и с тех пор посещаю ее практически ежегодно. Эти места относительно малопосещаемы, но все же знакомы многим любителям охоты на тайменя, причём не только своими достойными трофеями - я ловил здесь экземпляры на 28 кг, а без рыб меньше 24-25 кг мы отсюда обычно не возвращаемся, - но и красивой природой, демонстрирующей классические пейзажи южной части плато Путорана. В общем, я считаю данный маршрут одним из лучших на сегодняшний день тайменевых маршрутов в регионе, а поэтому в этом сезоне мы запланировали сюда целых три поездки.

Как я уже отметил выше, ясная безветренная погода, с конца июля установившаяся в Туруханске, позволила нам не откладывать наш вылет, так что, встретив группу, мы практически с самолета погрузились в вертолет и вылетели на маршрут. Широкие петли Нижней Тунгуски, первые столовые горы Путоран в устье реки Северная, а затем уже хорошо знакомые силуэты рек - каждый этот сюжет говорил нам о том, что мы стремительно приближаемся к нужной нам точке. Почти полтора часа в воздухе и вот под нами уже проносятся верховья притоков реки, по которой нам предстоит сплавляться, и в устьях которых мы будем устраивать дневки. Подлетая, пытаемся оценить уровень воды в реке - от этого в том числе будет зависеть стратегия нашей рыбалки. Похоже, что вода в этом году снова низкая, но не критично, главное теперь, чтобы она была нужной температуры.

Приземлившись, вертолет заглушил двигатели, и мы спокойно выгрузили на косу все наши вещи - а это без малого почти 1,2 тонны оборудования - лодки, моторы, продукты питания, ГСМ, рыболовные снасти и личные сумки. Аккуратно складываем все это под винтами, прижимая лёгкое тяжёлым, чтобы все это не раскидало по косе, и даём команду пилотам взлетать. Несколько минут прогрева двигателей, и вертолет легко взмывает в воздух и уносится вдаль, больше чем на неделю оставив нас посреди бескрайней тайги.

Быстро ставим лагерь, перекусываем и начинаем заниматься сбором лодок и приготовлением ужина, в то время как часть ребят отправляется исследовать реку. Рядом с нами устье крупного притока и большая яма чуть ниже его впадения - хорошее проверенное годами место, где мы не раз ловили трофейных тайменей. Первые забросы, однако, принесли нам лишь нескольких хариусов и пару ленков, в то время как тайменя в улове не оказалось. Что ж, будем надеяться, что все ещё впереди. Вечером успеваю измерить температуру воды, которая оказывается 13 С, что чуть теплее нормы, но все же вполне приемлемо.

Встав на следующий день как можно раньше, мы позавтракали и разбрелись по реке. Основной задачей сейчас было понять, где в настоящий момент находится рыба и на что она реагирует. Часть группы ушла вниз на яму, часть на лодке поднялась на несколько км вверх к ещё одной яме и небольшому заливу, где мы рассчитывали поймать щуку.

Я оказался в группе, отправившейся вверх по течению. Ловить было очень комфортно, ведь погода стояла шикарная, на небе ни облачка, тепло, но не жарко, почти не было ветра. По пути мы останавливались на небольших перекатах и плесах, но рыбы в этих местах за исключением редких хариусов почти не было, хотя в предыдущие годы этот участок всегда обеспечивал нам хороший результат. Это меня немного насторожило - как бы не получилось так, что рыба в массе ушла в самые верховья.

Примерно через час мы добрались, наконец, до залива - узкой и длинной затоки, соединённой с основным руслом еще более узким и мелководным горлом. Попасть сюда я хотел не только из-за возможности поймать щуку, но и потому, что по наличию или отсутствию здесь крупных экземпляров можно было предполагать текущее распределение рыбы в реке - обычно, если крупной щуки в заливе много, то в основном русле ее почти нет и тайменя следует искать на классических тайменевых точках, если же крупной щуки в заливе нет, то она, скорее всего, стоит в русле реки в районе перекатов, а таймень на этом участке реки либо держится поблизости, либо, наоборот, ушёл на ямы, вероятно даже на 30-40 км ниже по реке, и тогда его придётся «догонять».

Сейчас залив оказался практически пустым - мы смогли поймать лишь несколько щук до 2-3 кг. Но, забегая вперёд, скажу, что на этом участке крупную щуку мы не нашли и в основном русле - где она была сейчас для меня так и осталось загадкой. Как бы то ни было, проведя некоторое время в заливе, мы вернулись в основное русло и отправились на глубокую яму поблизости. Здесь результат оказался чуть лучше - на выходе из ямы у нас произошёл выход небольшого тайменя, но рыба, к сожалению, не засеклась.

Возвращаясь в лагерь, мы чуть более тщательно обловили несколько перекатов и плесов, но кроме хариусов и сигов поймать ничего не смогли. Зато после обеда, вернувшись сюда вновь, мы, наконец, взяли нашего первого тайменя - он оказался совсем небольшим, около 6-7 кг весом. Ещё одна поклевка тайменя случилась там же, но он был ещё меньше.

В целом, первый день скорее разочаровал - что у нас, что у группы, ушедшей вниз по реке, поклевок было достаточно мало, даже несмотря на то, что вторая группа на выходе из переката перед одной из глубоких ям смогла наловить больше десятка приличных ленков, да и хариус, по их заверениям, клевал в достаточном количестве.

На следующее утро мы собрали лагерь и, погрузившись в лодки, выехали на реку. В этот день нам предстояло сплавиться на 25 км вниз к устью одного из притоков, где мы рассчитывали устроить днёвку.

Сплав, как обычно у нас и происходит, был рассчитан на целый день. Мы спокойно перемещались со скоростью течения реки, лишь изредка заводя мотор на длинных медленнотекущих участках, которых в этом течение реки немного. Рыбалка была как с лодки прямо во время сплава, так и с берега в наиболее перспективных местах.

Поначалу рыбалка носила тот же характер, что и накануне - поклёвки рыбы были достаточно редкими и происходили локально. Относительно стабильно клевал только хариус, в то время как ленков и сигов мы поймали не более десятка на всех, а тайменя и вовсе пару некрупных экземпляров.

Тем не менее, по мере продвижения вниз рыбы, как нам показалось, становилось больше. Так было и пару лет назад, когда в первый день сплава нам практически ничего не удалось поймать, а начиная с определенного момента тайменя «включили». Рассчитывал я, что так будет и в этот раз. Однако мои надежды оправдались лишь отчасти. Только под конец дня в устье одного из притоков я поймал сначала некрупного (примерно на 10 кг) тайменя, а потом несколько приличных сигов, стадо которых нагуливалось поблизости. Из интересных и редких трофеев можно также упомянуть сига-валька Prosopium cylindraceum, популяция которого в последние годы в реках этой части плато Путорана, по ощущениям, значительно выросла. Поклевка ещё одного околозачетного тайменя случилась у нас в самом конце сплава на плесе перед перекатом, прямо у места нашего нового лагеря, но она, к сожалению, реализована не была.

Следующий день мы посвятили исследованию ближайшего притока и расположенных поблизости участков основного русла. Начали мы с притока, в который с трудом поднялись на несколько км. Русло его было нешироким и мелким, с большим количеством крупных валунов и узкими сливами между ними. Кое как добравшись до первого хорошо выраженного слива и ямы, расположенной за ним, мы причалили к берегу и отправились на поиски рыбы. И она почти сразу дала о себе знать! Ниже и выше слива мы один за одним поймали несколько десятков крупных - сейчас в самой реке таких не было - хариусов! К сожалению, кроме хариусов другой рыбы нам не попалось, так что через час мы решили возвращаться домой, а после обеда выехать на ямы, расположенные ниже по течению основной реки.

Пообедав, мы снова выехали на воду. В районе нашего лагеря были расположены по крайней мере четыре хорошие ямы и один перспективный перекат, куда мы и отправились. Первая яма оказалась пустой, зато в яме ниже переката мы наконец-то поймали первого зачетного тайменя экспедиции! 12 кг рыба клюнула на 16-ти см сербский воблер ручной работы от мастера MADA. Кстати, забегая вперёд, скажу, что в этой поездке именно эти приманки лично у меня оказались самыми уловистыми, в отличие, например, от попперов, которые были бесспорными лидерами в предыдущую неделю, а сейчас молчали.

На этом пороге мы задержались почти на час, пытаясь выманить других тайменей, которые, я уверен, здесь стояли, однако кроме хариусов снова ничего не поймали. В оставшуюся же часть вечера клев продолжал оставаться слабым - мы посетили ещё две перспективные ямы, но нашими трофеями стали только хариусы и один некрупный таймешонок.

Утром мы продолжили наш сплав и рыбалка, наконец, хотя бы отдаленно стала напоминать ту, ради которой в эти места и стоит приезжать. Выехав достаточно рано, мы сразу же отправились к перекату, где вчера я поймал тайменя. И место вновь сработало! Практически после первых же забросов у одного из наших экипажей происходит поклевка тайменя. Рыба клюнула на медный Blue Fox #6. Несколько минут борьбы и на берегу оказывается нетрофейный, но зачетный 14 кг красавец! Сфотографировав рыбу, быстро отпускаем ее и продолжаем ловлю. Однако новых поклевок здесь не последовало, так что мы решили переместиться в следующую точку.

Прошло меньше часа, и на очередном перекате мы ловим ещё одного тайменя примерно такого же размера - неплохое начало дня! И снова сработал медный Blue Fox. Одновременно с этим у остальных экипажей клюёт ленок, сиг и хариус, но сказать, что клев бешеный, нельзя - все поклёвки происходят скорее эпизодически, а не регулярно.

Тем не менее к середине дня мы имеем в активе ещё несколько пойманных некрупных тайменей не больше 8-9 кг весом и отличного ленка на 4,5 кг - наш рекорд для этого региона! К сожалению, из-за жесткого света сделать приличную фотографию этой рыбы у меня не получилось.

Ближе к вечеру клев вновь активизировался - в частности, у меня была поклевка приличного тайменя все на тот же воблер от MADA, однако после непродолжительной борьбы, к сожалению, последовал обидный сход.

Прибыв на место, мы быстро разбили лагерь и занялись готовкой. Вечером после ужина мы ещё немного посидели у костра, наслаждаясь окружающей тишиной и красивым закатом, а затем, уставшие, разошлись по палаткам.

На следующий день у нас была очередная днёвка, поэтому мы смогли спокойно исследовать ближайшие к лагерю места, которых здесь было достаточно. Непосредственно рядом с лагерем были расположены два интересных переката - один выше лагеря, второй ниже - которые ограничивали большую и очень перспективную яму, еще одна яма, но уже более локальная, располагалась ниже второго переката. Кроме того, несколько отличных точек располагались выше по течению на удалении 5-7 км.

Мы снова разделились - часть ребят ушла вниз по реке, часть осталась исследовать яму у лагеря, а часть отправилась на лодке вверх по течению. Так получилось, что я вновь возглавил группу, ушедшую наверх. Места здесь были мне хорошо знакомы, так что мы, не теряя времени, сразу отправились проверять конкретные точки.

Прежде всего мы решили посетить расположенный поблизости длинный быстрый плёс, разделённый на несколько участков нагромождением крупных валунов со слабовыраженными сливами между ними. Именно здесь накануне у меня была поклевка тайменя, поэтому мы, поднявшись в начало плеса, заглушили двигатель и начали медленно сплавляться вниз. Несколько проходов, однако, результата нам не принесли, поэтому мы переехали на вторую точку - глубокий перекат у левого берега с отдельными крупными камнями в русле. Аккуратно заехав в начало переката вдоль правого берега, мы заглушились и вновь стали сплавляться вниз и пролавливать все перспективные участки. Первый проход ничего не дал, а вот на втором у одного из нас снова на Blue Fox клюёт явно зачетный таймень! Я быстро разбираю подсачек и готовлюсь ассистировать товарищу, как вдруг понимаю, что и второй член нашего экипажа держит на крючке тайменя! Ситуация непростая, особенно учитывая тот факт, что мы находимся по центру реки как минимум в 100 м от берега. Оглядевшись, принимаю решение причаливать к берегу. Завожу мотор и медленно направляю лодку в ближайший небольшой залив, в то время как ребята следят за тем, чтобы снасти не перепутались. К счастью, все прошло по плану, и вот мы продолжаем вываживание в более выгодных для нас условиях. Через несколько минут мы уже подсачеваем первого тайменя, а второго паркуем в берег. Есть дуплет! Аккуратно освобождаем приманки и производим взвешивание - 15 кг и 17,5 кг - очень неплохо! Фотографируемся и скорее отпускаем рыбу.

К этому моменту на часах было уже 14 часа, солнце начало припекать, так что мы решили возвращаться в лагерь. Остальные члены команды уже были на месте, но у них улов был куда скромнее - несколько незачетных тайменей, ленки и пара нетрофейных щук. После обеда мы ещё раз вернулись на верхние точки, но, к сожалению, больше тайменей в этот день нам поймать не удалось.

Здесь стоит отметить, что температура воздуха, а за ней и температура воды за последние пару дней резко выросли - на плато установилась жаркая и сухая погода, которая отрицательно сказалась на активности рыбы. Однако, даже несмотря на это, оставшаяся часть маршрута не разочаровала. Периодически отлично клевал хариус, а на сплаве нами было поймано ещё несколько мелких тайменей и достаточно крупных ленков.

А вот крупного тайменя мы, к сожалению, так и не поймали, хотя несколько раз видели его. Так, на одной из подперекатных ям на мой воблер клюнул небольшой 3-4 кг тайменьчик, когда же я начал подводить его к лодке, откуда-то вдруг вылетел хороший, кг на 20-25, таймень и попытался атаковать того, что сидел у меня на крючке. Он несколько раз подходил вплотную к рыбе, но, вероятно, заметив лодку, вскоре спешно ушёл в сторону. Дальнейшие попытки выманить его успехом не увенчались.

Вторая встреча с крупным тайменем случилась у нас в тот же день на одной из ям, где в предыдущие годы нам попадались реальные трофеи. Мы заметили рыбу с лодки - она держалась у самого дна и никак не реагировала на проплывающие мимо приманки, а вскоре и вовсе ушла в сторону.

На обе эти ямы мы возвращались в оставшиеся два дня путешествия, но кроме пары мелких тайменей ничего здесь не поймали.

Близки к трофею мы были в последний день поездки, когда всей командой отправились вниз по реке к одному из перспективных порогов. Каждый год это место приносит нам хороших тайменей, которые, по всей видимости, в массе держатся здесь постоянно. Чаще, приехав сюда, мы ловим рыбу с первых же забросов, однако бывали случаи, когда, наоборот, приходилось целый день кидать в одну точку в ожидании поклёвки. Сейчас на рыбалку здесь у нас была всего пара часов, так что мы очень надеялись, что все пойдёт по благоприятному для нас сценарию и своих тайменей мы поймаем как можно скорее. Отчасти так и произошло - буквально через пять минут после того, как мы прибыли на место, у одного из нас происходит поклёвка. Короткое вываживание и на берегу оказывается околозачетный таймень в 9,6 кг весом.

Начало неплохое, так что мы с возросшим энтузиазмом продолжили пролавливать слив порога. Спустя полчаса наш результат был, однако, нулевым. Тогда я посоветовал одному из ребят попробовать использовать мышь, которую предложил закинуть в самое начало слива, туда, где вспененная вода бурлила в так называемой «бочке». Провести здесь приманку, особенно поверхностную, так, чтобы она правильно работала, чаще всего совершенно невозможно, но этого и не требуется. По опыту прошлых лет я знаю, что таймень, когда активен, держится именно в таких местах, где контролирует слив, хватая буквально все, что проносится мимо. В этой ситуации самое главное — это правильно подать приманку, и если рыба в настоящий момент охотится, то поклевка не заставит себя ждать.

Случилось так и на этот раз - как только приманка упала в воду, последовал резкий и сильный удар! Несколько секунд борьбы и, к сожалению, рыба сошла с крючка.

Проведя на перекате ещё около часа и поймав за это время лишь одного мелкого тайменя, мы решили постепенно возвращаться домой, исследовав по пути еще несколько перспективных мест. Прежде всего, мы заехали на одну очень локальную точку - устье неприметного ручья, впадающего в практически стоячую яму, в которой мы из года в год стабильно ловим крупных щук. Не стала исключением и эта поездка - за полчаса здесь мы поймали около десятка щук, самая крупная из которых потянула на 9 кг.

Ещё одним местом, где нам улыбнулась удача, стала большая яма ниже длинного переката. На самом перекате мы поймали небольшого тайменя, весом около 7 кг, а в яме на 18-ти см сербский воблер Cika у нас случилось две нереализованных поклёвки не трофейных, но уже зачётных тайменей.

Этот вечер стал последним для нас на реке. Утром мы собрали лагерь, просушили и собрали лодки, и стали ждать вертолета, которые уже к середине дня вывез нас обратно в посёлок.

Подводя итоги поездки, можно с уверенностью сказать, что рыбалка была трудовой, но в итоге успешной. Всего мы поймали более 50 тайменей, но зачетными были лишь 5 из них. Ни одного настоящего трофея нам, к сожалению, поймать не удалось, но зато случился дуплет, когда мы одновременно выловили двух очень достойных тайменей. Очевидно, что свою роль в низкой активности рыбы сыграла жаркая погода - начиная с середины путешествия стояла 30-ти градусная жара, а температура воды за неделю поднялась с 13 до 17 градусов.

Завершая отчет, не могу не сказать о приманках. Очевидно, что по какой-то причине предпочтения рыбы с момента предыдущей рыбалки кардинально изменились. Если неделю назад безоговорочно лидировали попперы, то теперь на них не было поймано ни одной рыбы, а роль лидеров в порядке уловистости перешла к вращающимся блеснам и воблерам. Причем последние в отдельные дни были единственными приманками, на которые удавалось поймать тайменя.